Белый попугай никулин все анекдоты

Народный артист СССР (1973)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино)
Герой Социалистического Труда (1990)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996)

Предисловие…

Однажды, находясь в здании Киевского вокзала, я наблюдал замечательную сцену. В жуткой вокзальной толчее шел человек. По мере продвижения человека в толпе вокруг него эта толчея прекращалась и возобновлялась лишь спустя какие-то мгновения. Но даже со спины можно была понять, что сквозь бурную толчею шел как по бульвару, не испытывая ни малейших затруднений Юрий Владимирович Никулин.

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в Демидове в Смоленской губернии.

Отец Юрия Никулина, Владимир Андреевич, демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове (бывшее Поречье) в Смоленской губернии. Там же работала актрисой и будущая мама Юрия. В Демидове Владимир Никулин организовал передвижной театр «Теревьюм» - театр революционного юмора, где сам ставил спектакли и много играл.

В 1921 году у Никулиных родился сын Юрий, а спустя четыре года семья перебралась в Москву, где Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым делом - писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок». Мама Юрия нигде не работала, в основном занимаясь домашним хозяйством и воспитанием сына. Два раза в неделю Никулины посещали театр, а, возвращаясь домой, горячо обсуждали пьесу и игру актеров. Таким образом, Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы.

В школе, в которой учился Юрий Никулин, его отец вел драматический кружок, в деятельности которого участвовал и сам Юрий. Под руководством Владимира Андреевича ученики ставили отрывки из самых различных пьес, начиная от детских и заканчивая классикой. Так в «Детстве» Максима Горького Юрий играл самого Пешкова.

Учился Никулин в очень престижной школе, но без особых успехов. Поэтому, когда после окончания седьмого класса стали отбирать лучших учеников в восьмой, то его, несмотря на заслуги перед школой отца, решили не оставлять. Доучивался Юрий в обычной школе-новостройке, чему был очень рад: «В ней учились ребята из нашего двора. Теперь я, как и все, мог перелезать через забор, сокращая путь от дома к школе».

В 1939 году Юрий окончил десять классов, и был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. О своей воинской службе он вспоминал: «Ко мне поначалу некоторые относились с иронией. Больше всего доставалось во время строевой подготовки. Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах…». Спасало Никулина то, что он нисколько не обижался, а смеялся вместе со всеми. Через месяц после начала его службы в армии началась война с Финляндией. Юрий Никулин, как и многие его сослуживцы, написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем». Но участвовать в боевых действиях ему не довелось. Зенитная батарея Никулина находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к северной столице. В армии Никулин принимал активное участие в художественной самодеятельности, и его однополчане были в восторге от комического таланта Никулина.

На втором году службы Никулин заболел плевритом, и его после лечения в госпитале на время перевели с батареи санитаром в санчасть. Там он пробыл около года, после чего вернулся, ожидая предстоящей демобилизации. Но попасть домой Никулину было не суждено. 22 июня 1941 года началась война, и уже с первых дней войны батарея Никулина вела огонь по фашистским самолетам, которые прорывались к Ленинграду. В составе зенитной батареи Никулин воевал до весны 1943 года, и дослужился до звания старшего сержанта. Он дважды побывал в госпитале после воспаления легких и после контузии, а после выздоровления был направлен в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпином. О годах войны Юрий Владимирович вспоминал: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики — они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно... Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...».

Победу Никулин встретил в Прибалтике, однако домой попал не скоро. Демобилизацию проводили в несколько этапов, и до него очередь дошла только через год после окончания войны. Он уволился из армии 18 мая 1946 года, и был уверен, что поступит в какой-либо из театральных институтов. Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но с третьего тура был внезапно снят экзаменационной комиссией. Ему сказали: «В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии. Если вы действительно любите искусство, то советуем вам пойти в театральный институт...» Последовав совету, Юрий Никулин подал документы сразу в два театральных заведения: ГИТИС и училище имени Щепкина при Малом театре. Но и здесь его ждала неудача. Не приняли Никулина и во вспомогательный состав театра МГСПС, а также в ряд других училищ и студий. Удача ему улыбнулась лишь в студии при Ногинском театре, которым руководил режиссер Константин Воинов. Но, учиться в ней ему пришлось недолго. В сентябре 1946 года Никулин узнал о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре, и решил попробовать туда поступить. В этом решении его поддержал отец: «Пусть Юра рискнет, В цирке экспериментировать можно. Работы - непочатый край. Если он найдет себя - выдвинется. А в театре? Там слишком много традиции, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист».

В отличие от театральных институтов, в цирковую студию Никулин поступил без особенных проблем. И это притом, что экзамены прошли лишь 18 человек из нескольких сот желающих. Его первое самостоятельное выступление на манеже цирка состоялось 25 октября 1948 года. Он выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец. Вскоре Никулин и Романов отправились на гастроли уже с самим Карандашом – популярнейшим в те годы клоуном. Чуть позже у Никулина появился новый напарник - Михаил Шуйдин.

В 1949 году Юрий Никулин познакомился с Татьяной Покровской, которая вскоре стала его женой. Татьяна рассказывала об этой встрече: «Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне - очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать... А через полгода мы поженились...». 14 ноября 1956 года в семье Никулиных родился сын Максим.

А в 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в кино. Режиссер Файнциммер приступал к съемкам музыкальной комедии «Девушка с гитарой» и на один из эпизодов никак не могли найти подходящего актера. Предложил попробоваться Никулину, но тот первоначально отказался, так как помнил, как ему когда-то заявили, что он не годится для кино. Однако потом все-таки изменил свое решение, и ему досталась роль пиротехника, который показывал отборочной комиссии свой коронный номер - фейерверк. Фильм занял в прокате 10-е место, и самыми смешными эпизодами в нем оказались те, в которых участвовал Никулин. Над его незадачливым пиротехником, который своим фейерверком едва не спалил сначала экзаменационный кабинет, а затем и целый отдел в магазине, зритель смеялся больше всего. На успешный дебют Никулина обратил внимание другой режиссер с «Мосфильма» - Юрий Чулюкин, и предложил артисту роль пройдохи Клячкина в своей комедии «Неподдающиеся». Вообще-то первоначально этот фильм задумывался как серьезный рассказ о перевоспитании трудной молодежи. Даже название было соответствующее - «Жизнь начинается». Однако в процессе съемок в фильм вошло столько комических эпизодов, в том числе и с участием Никулина, что он превратился в комедию «Неподдающиеся».

Вскоре Юрий Никулин был приглашен Эльдаром Рязановым на главную роль в его новой картине «Человек ниоткуда». Но едва начавшиеся съемки комедии внезапно были приостановлены, так как что-то в сюжете картины не устраивало руководство киностудии. Вернулся к нему Рязанов только через год, но на главные роли он пригласил других актеров - Сергея Юрского и Юрия Яковлева. Никулину достался лишь маленький эпизод. В этом фильме должен был сниматься актер Игорь Ильинский. Он и сделал Никулину неожиданное предложение: перейти работать из цирка в Малый театр. Предложение выглядело заманчивым, но Никулин отказался. «Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, - вряд ли имеет смысл», - ответил он.

Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 1960-х годов благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Пригласил его попробоваться в этой картине один из ассистентов режиссера. При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно». Фильм снимался практически без проб. Никакие сцены не репетировались. Режиссер подбирал тройку и все время смотрел, получается ли ансамбль... Юрий Никулин рассказывал: «На роль Бывалого утвердили Евгения Моргунова, которого до съемок я никогда не видел. Но мой приятель поэт Леонид Куксо не раз говорил: Тебе надо обязательно познакомиться с Женей Моргуновым. Он удивительный человек: интересный, эмоциональный, любит юмор, розыгрыши. С ним не соскучишься... Почти не знал я и Георгия Вицина. Нравился он мне в фильме «Запасной игрок», где исполнял главную роль. Много я слышал и о прекрасных актерских работах Вицина в спектаклях Театра имени Ермоловой».

В то время Юрий Никулин был очень занят в цирке. И Гайдай пошел на то, чтобы подстроить время съемок под график работы артиста. Таким образом, каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал. Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» вошла пятым фильмом в киноальманах «Совершенно серьезно». Однако именно она принесла успех всему фильму и более того - зажила самостоятельной жизнью. Она породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и знаменитой троице: Никулин - Вицин - Моргунов.

Уже спустя несколько месяцев после завершения съемок «Пса Барбоса» Леонид Гайдай вновь использовал их в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики». А идею этого фильма подбросил Гайдаю Юрий Никулин. Дело в том, что в цирке дуэт Никулин - Шуйдин исполнял интермедию с таким названием. Идея режиссеру понравилась, и он вместе с Константином Бровиным сел за сценарий. Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех, а троица превратилась в культовый символ советского кинематографа.

В 1961 году Юрий Никулин снялся в одной из лучших своих картин – фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Это была первая драматическая роль актера. Никулин сыграл Кузьму Кузьмича Иорданова, который, потеряв во время войны семью, совершенно опустился. Приглашая Никулина на эту роль, Кулиджанов не видел ни одного фильма с его участием. Режиссер знал актера по цирку, при этом в веселом клоуне сумел обнаружить черты непутевого Иорданова. И в своем выборе Кулиджанов не ошибся. Юрий Никулин вспоминал: «Увидев режиссера Кулиджанова в первый раз, я подумал: «Вот так, наверное, должны выглядеть хорошие педагоги». Лев Александрович производил впечатление чижа спокойного, уравновешенного и собранного. Как вам роль? - спросил он сразу. Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее, - признался я чистосердечно. Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! И вообще, не говорите слово «играть». Будьте сами собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет... Вы побродите по улицам, зайдите в магазины, присмотритесь к людям, похожим на вашего героя. Они белый попугай никулин все анекдоты встречаются в Москве. Этот совет я выполнил. Ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался...» Насколько удачно актер вошел в образ, можно судить по одной забавной истории. В самый первый съемочный день, когда снимался эпизод в мебельном магазине, Никулин приехал на съемочную площадку в гриме и костюме Иорданова и хотел зайти в магазин. Однако директор магазина загородил ему проход. Трехдневная щетина и мятый костюм Никулина произвели на него соответствующее впечатление. «Куда вы, гражданин?» - спросил директор. «Мне в магазин», - ответил Никулин. «Нечего вам там делать!» - ответил директор. «Да я актер, в фильме снимаюсь». «Знаем мы таких артистов! С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Идите прочь, пока я милицию не позвал!» В этот момент к месту событий подошел сам Кулиджанов и заступился за актера. От слов режиссера у директора глаза округлились еще больше. А режиссер откровенно радовался: «Ну, если народ вас так воспринимает, значит, в образ вы вошли прекрасно». Фильм вышел на экраны страны в 1962 году, имел большой успех у зрителей и очень важное значение в судьбе самого актера. Именно после него к Юрию Никулину изменилось отношение режиссеров - они увидели в нем актера, способного играть серьезные драматические роли.

Успешные работы в кино привели к тому, что Никулина знала вся страна. Даже в цирк зрители теперь ходили на Никулина не как на клоуна, а как на Балбеса из знаменитой троицы. Фильмы с его участием продолжали выходить один за другим. Чаще режиссеры все же использовали комический характер актера. В 1962 году Леонид Гайдай снял Никулина в роли жулика в картине «Деловые люди» по новеллам О. Генри. Затем актер появился в лирической комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и еще в нескольких картинах. В 1964 году режиссер Семен Туманов предложил Юрию Никулину роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!», от которой первоначально актер отказался. Роль была очень интересная и серьезная, но Никулин посчитал: «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» И все же режиссер смог уговорить актера, тем более что на кандидатуре Никулина настаивал и автор сценария Израиль Меттер. Меттер пришел к этому решению, когда увидел Никулина в картине «Когда деревья были большими».

Во второй половине 1960-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая. Первоначально это была новелла в киноальманахе «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а затем знаменитая троица, наконец, появилась в полнометражном фильме «Кавказская пленница».

Интересно то, что с «Кавказской пленницей» у Гайдая неожиданно возникли трудности. И причиной тому стал Юрий Никулин. Актеру не понравился сценарий, и он категорически отказался сниматься. Режиссеру стоило немалого труда уговорить его изменить свое решение. Решающим моментом стало то, что Гайдай пообещал Никулину, что на съемках будет много импровизации и от первоначального сценария мало что останется. В результате «Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Никулин-Вицин-Моргунов.

В 1966 году между съемками в «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Никулин снялся в серьезной драматической роли монаха Патрикея в картине «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Но фильм вышел в прокат лишь спустя пять лет ограниченным тиражом.

Большой успех ждал Никулина в 1969 году, когда он снялся в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Впервые Гайдай доверил актеру роль, тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова, а не жулика. Никулин удивительно точно и естественно соединил в роли и искрометный комизм, и иронию, и тонкий лиризм. Партнерами Никулина стали замечательные актеры Андрей Миронов и Анатолий Папанов.

К началу 1970-х годов Юрий Никулин был не просто популярным, а горячо любимым народом актером, и режиссеры с большим удовольствием приглашали его в свои картины. Продолжал его снимать и Леонид Гайдай. В 1970 году Никулин сыграл роль дворника Тихона в комедии «Двенадцать стульев». А спустя два года Гайдай предложил ему роль управдома Бунши в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Однако цирковое руководство не отпустило Никулина на съемки, и в итоге Буншу сыграл Юрий Яковлев. Юрия Никулина любил снимать и режиссер Эльдар Рязанов. Еще в 1964 году он очень хотел снять его в роли Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Актера утвердили на роль, но вмешалось цирковое руководство, и актера отправили в длительные зарубежные гастроли. Рязанов отправился жаловаться самому министру кинематографии Алексею Романову, но тому не понравился сценарий, и он отказался помогать картине. Снять в своей картине Юрия Никулина Рязанову удалось только в 1971 году. Никулину довелось сыграть следователя прокуратуры Мячикова в комедии «Старики-разбойники».

Продолжали приглашать Никулина и на драматические роли. В 1974 году Сергей Бондарчук доверил Никулину роль солдата Некрасова в фильме «Они сражались за Родину».

Стоит отметить, что Бондарчук еще в начале 1960-х годов собирался снять Никулина в картине «Война и мир» в роли капитана Тушина, но цирк в который раз не отпустил актера. Он же не отпустил Никулина на съемки фильма Бондарчука «Ватерлоо», где Никулин должен был сыграть английского офицера. В 1975 году на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» Никулина пригласил режиссер Алексей Герман. Причем это приглашение далось режиссеру нелегко. Многие на киностудии были категорически против этой кандидатуры, но конфликт разрешил Константин Симонов, по книге которого фильм снимался: он одобрил выбор режиссера. Правда, был против сам Никулин, который считал, что эта роль не для него. Вот что он сам вспоминает об этом: «Мы поехали с Германом ко мне домой. Пили чай и говорили о будущем фильме. Говорил в основном Герман. Страстно, взволнованно, убежденно, эмоционально. Его черные, большие, умные и немного грустные глаза в тот вечер меня подкупили... Как это произошло, до сих пор не пойму, но к половине второго ночи мое сопротивление было сломлено. Усталый, чуть раздраженный, мечтая только об одном - как бы поскорее лечь спать, я согласился приехать в Ленинград на кинопробы...»

Съемки проходили очень тяжело. Алексей Герман оказался очень требовательным режиссером. Порой он доводил актеров до отчаяния. Людмила Гурченко даже как-то призналась Никулину: «Ну что Герман от меня хочет? Я делаю все правильно. А он психует, нервничает и всем недоволен». Никулин несколько раз говорил с режиссером, и даже один раз на повышенных тонах, но в то же время он продолжал доверять Герману. И оказалось, что режиссер был прав. Драма «Двадцать дней без войны» стала настоящим шедевром. Правда, когда фильм в 1976 году вышел на экран, руководящие чиновники сделали все возможное, чтобы его посмотрело как можно меньше зрителей. Фильм прокатывали малым экраном. Но все равно критика писала об удаче, отмечая работы Юрия Никулина, Людмилы Гурченко и Алексея Петренко. А спустя десять лет на Международном кинофестивале в Роттердаме картина была удостоена специального приза.

В 1980-е годы Юрий Никулин снимался в кино очень мало. Но именно в эти годы им была сыграна замечательная драматическая роль деда Лены Бессольцевой в картине Ролана Быкова «Чучело». А в 1981 году Никулин простился с манежем, но не с цирком, которому отдал 50 лет. В 1982 году Юрий Никулин стал главным режиссером Московского цирка на Цветном бульваре, а с 1984 года - его директором.

В новом здании цирка для Никулина сделали небольшую специальную комнату за кабинетом, в которой был туалет, рукомойник и небольшая кладовка. К этой комнате Юрий Владимирович привыкал долго, но освоился, мог лечь спать на мягкий диван, усадить гостей за стол для совещаний и устроить чаепитие. Кондитерская фабрика «Красный октябрь», с директором которой Никулин дружил, регулярно поставляла печенье, конфеты и вафли. А как-то Никулин сказал директору: «Я ведь сладкое не очень люблю. Да и нельзя мне. Сахар у меня повышен в крови. А вот если бы печенье там, вафли, конфетки - для детишек артистов цирка (зарплата у артистов маленькая) да для тех, кто приходит к нам постоянно из детских домов и интернатов... Это было бы хорошо». После этого с «Красного октября» раз в неделю привозили в цирк несколько коробок со сладким, и раздавали юным зрителям, приходящим в цирк из детских домой и интернатов.

В середине 1980-х годов Никулину удалось уговорить Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова выделить денежные средства на постройку нового цирка. И в начале 1990-х годов полностью обновленный цирк на Цветном бульваре открыл свои двери для зрителей. В нем Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира», Бармалей в новогоднем детском представлении и другие. Некоторое время вместе с Никулиным в качестве «подсадной утки» выступала его жена Татьяна. Она играла роль зрителя, который наивно верит во все, что происходит на сцене, а потом и сам участвует в представлении. Познакомился Никулин со своей женой во время представления. Позже Татьяна Николаевна стала дрессировщицей и даже переводила с английского. У них сложилась счастливая семья, и жена Никулина любила рассказывать о том, с каким ужасом ее родственники восприняли когда-то сообщение о том, что жених их Тани - клоун в цирке.

Никулин вел телевизионный клуб «Белый попугай», где можно было услышать самые свежие анекдоты из уст артистов или из писем зрителей. В январе 1997 года в интервью газете «Совершенно секретно» Юрий Владимирович признался: «Про меня уже врут, пишут: великий клоун». Это про меня. Но какой «великий», когда клоуны были лучше меня. Леня Енгибаров вобрал в себя многое великое, что полагалось нашему веку. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался...»

Разностороннее дарование Юрия Никулина дополнилось еще и литературным талантом, который проявился в его мемуарах «Почти серьезно», где артист с легкой иронией рассказал о прожитой им жизни. К своей книге Никулин выбрал ироничный эпиграф, которым стали слова Станислава Ежи Леца: «Жизнь у людей отнимает страшно много времени».

Максим Никулин, в отличие от отца, никогда не мечтал быть клоуном. Он закончил факультет журналистики МГУ, работал в «Московском комсомольце», на радио и телевидении. Ему пробиваться пришлось самому, поскольку отец считал, что сын должен всего добиться сам и быть совершенно самостоятельным. Однако после того, как убили директора-распорядителя цирка на Цветном бульваре, Юрий Владимирович попросил сына занять его место, объяснив ему, что не может рисковать еще чьей-либо жизнью. И Максим Никулин проработал год, ничего не получая за свой труд.

В конце июля 1997 года Никулину внезапно стало плохо, и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция, которая состоялась 5 августа 1997 года. Обычно такие операции длятся 20-30 минут, но в последний момент у Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его «завести». После этого было принято решение продолжить операцию, поскольку без этого актер был обречен на смерть. Однако цена этого оказалась слишком высокой: пока Никулин находился в состоянии клинической смерти, у него пострадали все органы - печень, почки, мозг... Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. И все эти дни центральная пресса чуть ли не ежечасно сообщала о состоянии здоровья любимого артиста. Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако 21 августа 1997 года сердце Юрия Никулина остановилось.

Юрий Никулин был похоронен на Новодевичьем кладбище.

О Юрии Никулине был снят документальный фильм «Я никуда не уеду».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.vestnik.com
Материалы сайта www.newsru.com
Материалы сайта www.superstars.ru
Материалы сайта www.ski-club.org.ru
Материалы сайта www.circusnikulin.ru
Материалы сайта www.mega.km.ru
Материалы сайта www.1001.vdv.ru
Материалы сайта www.mc.com.ua
Материалы сайта www.www.rusactors.ru
Материалы сайта www.books.ludislova.ru
Материалы сайта www.kino-teatr.ru

Фотогалерея В.В.Шахиджаняна.

"На съемках фильма "Двадцать дней без войны".

Слева направо: В.Шахиджанян, Ю.Никулин, М.Кононов.

"С сыном Максимом Юрьевичем".

Ю.В.Никулин - директор, М.Ю.Никулин - заместитель директора.

(В 15 лет Максим Никулин мечтал стать музыкантом, в 16 хотел быть кинооператором, в 17 - решил стать журналистом. Работал на радио и телевидении. В 1995 стал заместителем директора цирка. В 1997 году - директор цирка)

"Делаю лицо смешным"

"Когда занимался в студии клоунады, постоянно искал странный грим. А если быть таким? Когда смотрю на снимок, вспоминаю молодость"

"На съемках у Леонида Гайдая".

"Чем я был тогда недоволен? А кто его знает".

"Поцелуй с Юрием Лужковым".

Сидел Юрий Владимирович в небольшом кабинетике двухэтажного здания, где временно разместилась дирекция строящегося цирка. (Это было в 1991 году). Зазвонил телефон.

- Юрий Владимирович, с вами говорит Юрий Михайлович Лужков. Я занимаюсь вопросами строительства. Не нужна ли моя помощь в строительстве цирка? Алло, Юрий Владимирович, вы меня слушаете? Алло!

- Слышу, слышу, - ответил Никулин. - Я просто обалдел, потому и молчу. Первый раз такое, чтобы чиновник позвонил и сам предложил помощь.

- Пожалуйста, запишите мои телефоны - прямой, через секретаря и помощника. Если что будет нужно, пожалуйста, звоните и не стесняйтесь. Цирку надо помогать, да и вас я люблю.

Так началась дружба артиста века и нынешнего мэра столицы. Нет недели, чтобы они не переговорили по телефону, не встретились. Юрий Михайлович не пропустил ни одной премьеры, а о том, как он помог цирку, когда-нибудь историки подробно расскажут.

Снимок сделан Сергеем Владимировичем Шахиджаняном в дубовом зале Центрального дома литераторов. Отмечали выход первого сборника анекдотов от Ю. В. Никулина. Пригласили узкий круг друзей. Открывая вечер, Юрий Михайлович рассказал анекдот о строителях. Потом выступал Юрий Владимирович Никулин. Он говорил о Юрии Михайловиче, как мэр помогает цирку, как в цирке все ценят эту помощь. Рассказал анекдот. Все захохотали. Больше всех смеялся Юрий Михайлович. Потом подошел к виновнику торжества и как-то по-детски сказал:

- Юрий Владимирович, хочу вас обнять.

И начал обнимать. И целовать. Их отношения - Ю.В.Никулина и Ю.М.Лужкова - были удивительными.

- Я поражаюсь, - говорил мне нередко Юрий Владимирович, - Лужкову. Он тратит на меня иногда по два-три часа, заводит в свою маленькую комнату, сам разливает чай, рассказывает о себе, помогает советами и делом цирку.

- А почему, как ты думаешь, чем можно объяснить такое отношение? - спросил я однажды Юрия Владимировича.

- Не знаю... просто не знаю... Хотя нет... Знаешь, что он мне однажды сказал, Лужков-то? Он сказал, что относится ко мне, как к отцу.

Юрий Владимирович старался быть всегда точным и пунктуальным. Если что-то кому-то обещал, то нужно выполнить. Боясь что-то забыть, он все и всегда записывал. Он мог ехать по Москве, нередко нарушая правила. То повернет там, где нет поворота, то проскочит на желтый сигнал светофора, да и скорость часто превышал – торопился. До 72 лет он водил машину сам. Потом Юрия Владимировича возил водитель цирка. Никулин смотрит на часы. Снимок сделан моим сыном – Сергеем Владимировичем Шахиджаняном в 1988 году.

– Понимаешь, – рассказывал мне Ю.В.Никулин, – мой отец всегда и всюду опаздывал. Мы, бывало, с мамой подолгу ждали его возвращения домой. Он звонил из редакции и говорил, что идет домой; и мог прийти через два часа. Ему захотелось пройтись пешком, или по дороге он решил заглянуть к приятелю, или кого-то встретил по пути и разговорился. Это было ужасно. Мы с мамой ждем. Не садимся ужинать. А отца все нет и нет. И это отложилось в моей памяти. Я понял, что опаздывать нельзя. Да и в цирке, если кто-то опаздывает, я всегда нервничаю. Бывало, что партнер, Михаил Шуйдин, ассистенты приходят позже. Я весь изводился. И для себя решил: опаздывать не буду.

И действительно, если Юрий Владимирович не мог успеть к назначенному времени, он всегда заранее предупреждал об этом и спрашивал разрешения приехать позже. Когда мы работали над книгой, Юрий Владимирович приезжал ко мне домой часто. Два года мы встречались у него дома. А три года – у меня. Если он приходил на десять минут позже, он всегда долго извинялся и подробно объяснял причину задержки: на дороге гололед, и пришлось ехать медленно и т.д. Никулин смотрит на часы и думает: а как же все успеть? Как?! Он планировал на день всегда больше дел, чем можно выполнить, успеть. И ему нередко приходилось переносить встречи. Но что было святое – просмотр футбола по телевизору. Юрий Владимирович болел за "Динамо" и матчей с этой командой не пропускал. В эти минуты Ю.В.Никулину нельзя было звонить, просить куда-то поехать, договариваться о встрече. Если матч транслировали по телевизору, а в эти часы он работал на манеже, то в перерывах между репризами он не отходил от телевизора. Отыграв репризу, он за кулисами тут же спрашивал счет и продолжал смотреть телевизор. И тогда его иногда приходилось звать на манеж несколько раз.

– Юра, Юра, нам пора выходить. На манеж. Ты опоздаешь, – кричали инспектор манежа Завен Мартиросян, жена Татьяна Никулина.

И все-таки он тянул. А затем, оторвавшись от телевизора, уже не шел на манеж, стараясь перейти от состояния футбольного болельщика и войти в образ клоуна, а мчался, обретая за секунду-другую необходимое состояние уже на самой арене. Я как-то решил посмотреть, сколько идет та или иная реприза. Как правило, реприза занимала всегда одинаковое время. Дневное или вечернее представление, лучше или хуже реагирует зал, в будни или воскресные дни – репризы всегда секунда в секунду занимали одно и то же время. Но если шел футбол... Тогда на несколько секунд – от 10 до 30 – реприза оказывалась короче. Свои первые часы Юрий Владимирович купил, когда ему исполнилось 28 лет. В подписях к фотографиям я решил не давать фрагментов из книги. Нужно рассказывать о том, чего нет в книге. Но тут я решил нарушить это условие и предлагаю вам прочесть небольшой фрагмент из книги "Почти серьезно..." Вот этот отрывок из книги. Про часы.

"В Хабаровске сбылась и моя мечта иметь часы. Покупать часы ходили вместе с Мишей и Абдуллаевым. Когда я учился в школе, только две девочки из нашего десятого класса носили часы, и на уроках они на пальцах показывали нам, сколько минут осталось до переменки. И вот теперь у меня собственные часы "Победа". Я часто смотрел на них, подносил к уху, проверяя, тикают ли. Артисты, униформисты, рабочие, заметив это, начали меня разыгрывать, поминутно спрашивая:

– Который час?

Я как ни в чем не бывало отвечал, лишний раз с удовольствием посматривая на новенькие часы. В розыгрыш включился и Михаил Николаевич. Он заглянул в нашу гардеробную и попросил меня срочно зайти к нему. Я зашел. Карандаш предложил мне сесть, а потом, выдержав солидную паузу, обратился ко мне:

– Никулин, я вас вот по какому поводу вызвал... Не скажете ли вы мне... который час?

И вспомнилась мне история, которую я рассказал Михаилу Николаевичу. История, связанная с часами. Я учился тогда в шестом классе. Играя как-то с ребятами во дворе, мы заметили парнишку небольшого роста, нашего сверстника, прилично одетого. Он подошел к нам и деловито спросил:

– Часы никто не купит по дешевке?

Он объяснил нам, что обворован часовой магазин, где взяты двести часов. Они и продаются почти задаром, по тридцать рублей за штуку. Мы все замерли. Тридцать рублей! В магазине часы стоили больше четырехсот рублей, и вообще часы – мечта любого мальчишки. В тот момент я и не задумался над тем, что часы-то краденые. В голове стояло только одно: где достать деньги? Родителей дома не было, но я знал, что отец хранит деньги в толстовке, постоянно висевшей на спинке кровати, и я залез в карман и нашел там красную тридцатку. Спускаясь по лестнице с зажатыми в кулаке деньгами, думал: "Часы куплю отцу, а он, конечно, даст их поносить". Таинственный парень, поминутно оглядываясь, давая нам потрогать свой карман, сквозь который прощупывалось что-то твердое, четырехугольное, пояснял:

– Это образец часов – остальные дома. Показывать не буду. Карман зашит.

Почему зашит, он не объяснил. Но мы поняли: так надо. Собрали деньги – их принесли еще трое ребят – и вручили Паташону, так мы звали одного паренька. Прежде чем пойти за часами, парень отослал Паташона к воротам посмотреть, не следят ли за ним. Когда тот, стоя у ворот, крикнул, что все в порядке, парень скомандовал:

– Вы все останетесь здесь, а я с вашим Паташоном пойду за часами. Как рассказывал потом Паташон, продавец часов, пройдя с ним два переулка, остановился около какого-то дома и, таинственно оглядевшись по сторонам, сказал:

– Значит, так, я ребятам оставил двое часов, а сейчас возьму остальные. Сколько у тебя денег?

– Девяносто шесть рублей, – ответил Паташон.

Взяв у Паташона деньги и сказав, что он сейчас вернется, парень исчез. Когда стемнело, Паташон понял, что продавец часов бесследно пропал. А подходя к нашему дому и увидев группу ребят, стоявших в ожидании у ворот, он еще раз убедился, что всех нас надули, и, видимо, решив, что сейчас его начнут бить, заранее заплакал. У меня все внутри оборвалось. Пропала отцовская тридцатка. Когда я вернулся домой, папа пил чай. Я ему все честно рассказал.

– Ну что ж, больше не будешь идиотом. Жаль тридцатку, она у меня последняя, – сказал он.

Тут я не выдержал и заревел. Жаль тридцатку. Жаль отца. И особенно обидно, что меня обманули.

Карандаш, выслушав историю с часами, хмыкнул и сказал:

– Вот стервец, парень-то! Но ведь, наверное, способный артист! Вы-то ему поверили..."

Я не могу сказать, что Юрий Владимирович Никулин был очень доверчивым человеком. Нет, встречаясь с новым человеком, он как бы изучал его, на многие просьбы отвечал "нужно подумать", и лишь подумав, сообщал о своем согласии принимать или не принимать то или иное предложение. Правда, если он доверял человеку, то он становился ему как бы другом, старался помогать этому человеку, нередко звонил сам. Звонил просто так, узнать, как тот себя чувствует, не нужна ли помощь. Но... Юрия Владимировича можно было и обмануть. И был человек, который взял деньги и обещал достать икру, но исчез вместе с деньгами. Был один издатель, не хочу называть его фамилию. Он получил у Никулина Ю.В. доверенность на ведение переговоров о переиздании книги. Подчеркиваю: доверенность на переговоры. И только. А сам взял и выпустил книгу в Хабаровске, Калининграде. И при этом не спрашивал нашего согласия. Обычный мошенник. С ним Ю.В.Никулин разорвал отношения. А себя несколько раз ругал – как же я ему поверил, ведь видно было, что он мошенник и авантюрист, а я поверил.

"Отец и сын".

Максиму 17 лет. Юрию Владимировичу 54 года. Мы уже более трех лет работаем над книгой. Снимок постановочный. Лев Шерстенников, хороший фотограф, снимавший много разных знаменитых людей, попросил Максима о чем-нибудь поговорить с отцом. На столе цветы. Татьяна Николаевна любила цветы. И Юрий Владимирович все цветы, которые ему вручали благодарные зрители, приносил домой. Но и сам раз в неделю покупал свежие цветы. Татьяна радовалась подарку. В углу - рояль. В сорок лет Татьяна Николаевна начала заниматься музыкой. Поэтому и был куплен хороший кабинетный рояль. На столе пепельница. В доме курили все. Теща, Татьяна и Юрий Никулин. Максим открыто начал курить в 15 лет. Пишущая машинка. Не просто деталь. Нет. Татьяна Николаевна Никулина в сорок лет решила заняться серьезным изучением английского языка. И прошла основательный курс. Стала почти профессиональной переводчицей детективов с английского на русский. Она первая перевела в Союзе детективы Гарднера. Как они жили в семье? Дружно. Вечно подтрунивали друг над другом. Старались сесть за обед в полном составе. Доверяли друг другу. Главным человеком в семье был Максим. Он поздний ребенок. Ему многое прощалось. Я смотрю на снимок и вспоминаю все это. Тогда Юрий Владимирович был просто клоун, а Максим (его в доме звали Мак) только поступил на первый курс факультета журналистики МГУ. Как он выбирал институт, как сдавал экзамены, как учился, право, это отдельный рассказ. А здесь... Отец и сын. Юрий Владимирович невероятно любил сына. Переживал все его неудачи. Юрий Владимирович подробно рассказывал ему о своих делах. Конечно, тогда никто не мог предполагать, что пройдет тридцать с лишним лет - и Максим станет заместителем у отца в цирке. А потом... А потом возглавит цирк. Как бывает беспечна молодость, как бывает непонятен зрелый возраст. В свои 54 года Юрий Владимирович сказал:

- Cтукнет 60 - уйду на пенсию.

- А чем будешь заниматься? - спросил я его однажды.

- Не знаю. Не думал. Сниматься в кино... Отдыхать... Воспитывать внуков.

Юрий Владимирович действительно и не планировал стать руководителем цирка. Он мечтал: вот настанет время, уйдет на пенсию - и сможет много читать, много гулять, чаще раскладывать пасьянсы, разгадывать кроссворды, смотреть фильмы. Все это он очень любил. Как любил встречаться с друзьями и знакомыми. Но в жизни все произошло иначе. Мне было бы приятно, если бы в книге "Почти серьезно...", она есть на нашем сервере, Вы прочли о рождении Максима. Эта была забавная история.

"О чем думает Ю. В. Никулин?"

"Усталый Никулин!"

Усталым Юрия Владимировича другие видели редко. Даже если дел оказывалось много, хотелось отдохнуть, стоило человеку зайти в кабинет Юрия Владимировича - и он тут же менял взгляд, осанку. Он не хотел, чтобы его видели усталым. Он улыбался, расправлял плечи, проявлял искреннюю заинтересованность к зашедшему человеку. Только Татьяна Николаевна Никулина, жена Юрия Владимировича, да Надежда Николаевна Арева, его помощник и секретарь, видели усталого Юрия Владимировича. Надежда Николаева уговаривала Ю. В. прилечь на полчаса прямо в кабинете. Отключала телефоны (Никулин всегда возражал против отключения телефонов), никого не пускала в кабинет. Юрий Владимирович обожал общаться с другими людьми. Он терпеть не мог одиночества. Но вглядитесь в снимок. Усталый Никулин. Автор снимка сумел точно поймать его состояние. Чуть ироничен, уже стар. Такая идет жизнь. Сложная, но интересная. Юрий Владимирович не умел отказывать людям. Не любил отказывать. Он редко говорил "нет". Чаще - "я подумаю, я постараюсь что-то сделать, нужно посоветоваться". Касалось ли это чьей-то госпитализации, доставания лекарств, пробивания жилья, помощи с репетиционным периодом для артиста, нужно ли было договориться с таможней, уговорить банк дать безвозвратную ссуду: Все это делал Юрий Владимирович. Мне казалось, что ему и самому нравится быть вечно занятым. В последние годы он жаловался на бессонницу.

- Понимаешь, - говорил он мне, - проснусь в пять утра и не могу уснуть. Лежу, ворочаюсь, вроде и спать хочу, а уснуть не могу. Беру и читаю книгу. До семи-восьми утра. А в восемь встаю.

А ложился спать в двенадцать, чаще в час, нередко и в два ночи. Конечно, при таком режиме устанешь. Нередко Юрий Владимирович сам себе добавлял дел. Поговорит с кем-то по телефону - и обязательно пригласит в цирк. А раз пригласил - значит, нужно встретиться в антракте или после представления. А потом вместе попить чаю или пропустить рюмочку с гостем. А в разговоре выясняется, что гость-то - человек отличный, да вот есть некоторые проблемы, которые он не может решить. И тогда Юрий Владимирович говорил: а давайте я помогу, у меня есть люди, которые ко мне хорошо относятся. Так он помогал Игорю Семеновичу Элькису, Ясену Николаевичу Засурскому, Василию Михайловичу Малыгину и очень многим другим людям. Если бы я начал перечислять их, то список вышел бы страниц на сто. И это только список тех, кого я сам видел в кабинете Юрия Владимировича. Люди редко видели Ю.В. Никулина в плохом настроении. Он его прятал. И правильно делал. Он старался не поддаваться плохому настроению. Он умел перебороть свою усталость. Он понимал, что оптимист в жизни может добиться больше. Он чувствовал, что от людей можно получить подзарядку только тогда, когда сам готов поднять их настроение. Поднимая настроение другим, он отгонял усталость, грусть: А бывали ли грустные дни, была ли хроническая усталость? Конечно. Но об этом я расскажу в комментариях к другим снимкам.

"Грустный снимок"

Юрий Владимирович Никулин стоит. Лидия Ивановна Никулина (мама) сидит. Кто автор снимка? Не знаю. Качество любительское. Но в любительских снимках порой состояние лучше передается, чем в фотографиях, созданных профессионалами. Грустный Юрий Владимирович. Довольная мама. Довольна сыном. Довольна жизнью. Я хорошо знал Лидию Ивановну. Несколько раз мы говорили с ней по пять-шесть часов. Когда мы работали с Юрием Владимировичем над книгой, я часто заезжал к Лидии Ивановне и все терзал ее вопросами: а каким он был в детстве, а как они общались, а как воспитывали Юру Никулина? Лидия Ивановна жила недалеко от Юрия Владимировича. Сначала она жила на Ленинском проспекте, но потом Юрий Владимирович помог ей переселиться в коммуналку на Малой Бронной. В пяти минутах ходьбы от своего дома. В коммуналке освобождались комнаты. И в эту квартиру переезжали любимые тетки Юрия Владимировича. Так они и жили. Лидия Ивановна и две ее сестры. Юрий Владимирович любил к ним заходить. Устраивал праздник. Покупал вкусные вещи. Пили чай. Тетки расспрашивали любимого племянника о жизни. Он честно отвечал. Иногда рассказывал по пять-шесть раз одно и то же. И они слушали его рассказы всегда как будто впервые. У Юрия Владимировича было трепетное отношение к матери. Любая ее просьба - закон. Достать лекарство, принести продукты, просто поговорить, помочь с прачечной. Когда Лидия Ивановна лежала в больнице, Юрий Владимирович заезжал к ней каждый день. В последние годы жизни Лидия Ивановна почти не выходила из квартиры. Смотрела телевизор, читала газеты. Она собирала все вырезки из газет, где писали о любимом сыне. Собирала фотографии. Сам Юрий Владимирович к публикациями относился иронично. Ему было все равно, много или мало пишут, хвалят или ругают. А Лидия Ивановна испытывала удовольствие от чтения интервью, рецензий. Когда Ю. В. Никулин выступал в Москве, она, конечно, приходила на представления. Сидела во втором ряду. И Юрий Владимирович, проходя мимо неё, всегда подмигивал маме, иногда разыгрывал мини-спектакль - ой, кто это сидит, ой, кто это так внимательно смотрит? Он порой задавал вопрос: "Ну как, все хорошо, все правильно делаем?". Лидия Ивановна чуть смущалась. Зрители, сидевшие рядом, не понимали, зачем это клоун все время пристает к пожилой зрительнице, заигрывает с ней, бросает никому не понятные реплики… А Лидия Ивановна смущалась, но чувствовалось: ей приятно. Непритязательная в быту, очень общительная, доброжелательная по натуре, Лидия Ивановна радовалась успехам сына, но обожания не было. Они общались на равных. Спокойно. Последние годы ей было трудно ходить. Обострился диабет. Юрий Владимирович доставал лекарства, специальный сахар, привозил врачей, купил особый прибор для измерения сахара в крови. Внешне Юрий Владимирович был похож на маму, и по характеру он был такой же: общительный, доброжелательный, добрый, ироничный, непритязательный в быту. Вглядитесь в снимок. Мать и сын. Сын и мать. О чем они думают? Наверное, друг о друге. Как же хорошо, когда сын и мать думают друг о друге, помогают друг другу. Это просто отлично. Так и должно быть!

"Странный портрет".

Перед Вами самый странный портрет Юрия Владимировича Никулина. Автор неизвестен. Но Никулин больше всего любил именно эту фотографию.

- Ты понимаешь, - говорил он мне, - здесь я такой, какой есть на самом деле.

Почему так считал Юрий Владимирович? Попробую ответить. Он ведь на самом деле был очень серьезным человеком. И глубоко переживал все неприятности жизни. Он видел фальшь, вранье. Но сдерживался, чтобы не закричать об этом. Иронизировал. Но дома или в кругу друзей. Я помню, как он читал Солженицына и другую литературу запрещенную литературу, которую с трудом доставал. И как несколько дней находился под сильным впечатлением от прочитанного.

- Я тебе везу Короленко. Третий том. - Так он говорил по телефону, шифруя Солженицына, Евгению Гинзбург, Василия Аксенова... Он знал, что читать эти книги запрещается. Он знал, что наши белый руководители фальшивы. Но он молчал, ибо понимал, что это понимают и многие другие, более умные люди. Но молчат. Он, Никулин Ю. В., не был борцом. Он очень любил жизнь. И он очень грустил, когда встречался с враньем, хамством, демагогией... Он делами помогал сотням людей. Помогал тем, кому мог помочь. Но помогал и миллионам, играя свои роли в кино, выходя на манеж цирка. 21 августа 1999 года исполняется два года со дня смерти Юрия Владимировича Никулина. Мне хотелось бы, чтобы Вы почитали книгу "Почти серьезно..." Название передает интонацию, хотя на самом деле, Ю.В.Никулин очень серьезно относился к жизни, был требователен к себе и снисходителен к другим. Наверное, я так думаю, и нравился ему этот портрет больше других. Он же на фотографии серьезный и грустный. А ему нередко бывало грустно. Но это уже тема для другого рассказа.


18 декабря 1921 года – 21 августа 1997 года

Похожие статьи и материалы:

Никулин Валентин (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
Никулин Валентин (Документальные фильмы)
Никулин Юрий (Документальные фильмы)
Никулин Юрий (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
Никулин Юрий (Цикл передач «Человек в кадре»)
Никулин Юрий (Цикл передач «Острова»)
Никулин Юрий (Цикл передач «Легенды мирового кино»)
Юрий Никулин и Татьяна Покровская (Цикл передач «Больше, чем любовь»)


Никулин Юрий Владимирович (Клоунада) Я просто счастлив, что одна фотография Юрия Владимировича моего исполнения, попала в эту биографическую статью Великого Клоуна. http://b0.us.icdn.ru/s/shiraslan/4/114774jsP.jpg Там много и чужих фотографий. Вся моя коллекция фотографий -8000 файлов, посвящена Великим Старикам Цирка.

Lev Shvarts [2013-09-16 22:24:59]


Источник: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=536


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Игра 100 к 1 Ответы на все уровни (сто к одному) Плетение конфетными фантиками



Белый попугай никулин все анекдоты Никулин Юрий Владимирович «Чтобы Помнили»
Белый попугай никулин все анекдоты Юрий Никулин родился Юрий Никулин умер 21
Белый попугай никулин все анекдоты Николай Никулин. Воспоминания о войне
Белый попугай никулин все анекдоты 20 способов, как оригинально упаковать подарок красиво и оригинально
Белый попугай никулин все анекдоты LPG массаж: отзывы, фото до и после - Делаем фигуру
Анекдоты про американцев Всё о таможне. Таможня для всех Выпускной в детском саду, идеи для организации праздника Как выбирать и сочетать кольца и перстни Как сделать одежду для sims 4 самому Клиника "АБИА специалисты Левомеколь - воздействует там где нужно

Похожие новости